Главная - Лицензирование - История термина национальной безопасности

История термина национальной безопасности


Экологическая безопасность


Экологическая безопасность нацелена на решение экологических проблем, которые, каким-либо образом, угрожают национальной безопасности нации. Масштабы и характер экологических угроз, по отношению к национальной безопасности и стретегиям, цель которых решение такого рода проблем, являются предметом дискуссий.

В то время, как все экологические события не считаются серезными и, как следствие, не классифицированы как угрозы, многие международные проблемы, глобального и регионального уровней могут повлиять на национальную безопасность. Ромм (1993) классифицирует их следующим образом:Транснациональные экологические проблемы, которые ставят под угрозу безопасность нации, в широком смысле этого слова. К таким проблемам принадлежат глобальные экологические проблемы, среди которых изменение климата в связи с глобальным потеплением, вырубка лесов и утрата биоразнообразия и т.д.Традиционно определены экологические или ресурсные проблемы, что могут повлиять на уровень безопасности нации.

Последствия этих проблем могут стать обычными угрозами, первого или второго порядка, национальной безопасности.

Такие разногласия могут варьироваться от повышенной напряженности в отношениях или открытого конфликта в связи со спорами по поводу дефицита водных ресурсов на Ближнем Востоке, к нелегальной иммиграции в Соединенные Штаты, вызванной упадком сельского хозяйства в Мексике.

Геноцид в Руанде, косвенно или частичто вызван ростом населения и сокращающейся доступности сельскохозяйственных угодий, является примером конечности исхода, вытекающего из проблем экологической безопасности.Экологически опасные результаты войны, например, разрушение римлянами полей Карфагена, посредством выливания соли на них; сжигание нефтяных скважин по приказу Саддама Хусейна во время войны в Персидсокм заливе; использование Агента Оранж Великобританией во время войны в Малайе, а также дефолиация лесов во время войны во Вьетнаме войсками США в военных целях.

Формирование понятия «Национальная безопасность» в истории государственно-правовой мысли Текст научной статьи по специальности «Право»

МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ А. И. Овчинников ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ Статья посвящена эволюции теоретических представлений о национальной и государственной безопасности. Автор считает, что их разведение и дифференциация носят искусственный, непродуктивный характер, продиктованный либеральной философией государства.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, российская государственность, правовые и нравственные ценности, суверенитет. Понятие национальной безопасности, появившееся в юридической и политологической литературе не столь давно, имеет достаточно давнюю смысловую историю, уходящую корнями в Новое время.

Например, в концепции общественного договора Спинозы Гоббс обосновывает заключение договора именно с точки зрения безопасности, которой угрожает анархия естественного состояния. Дело в том, что Гоббс в противоположность Аристотелю или Г.

Гроцию вслед за Макиавелли рассматривает человека как антисоциальное, эгоцентричное существо, понимая под обществом и государством при этом нечто производное от интересов индивида, своего рода неизбежное зло. Полагая, что в результате грехопадения человеческая природа искажена страстями гордыни, себялюбия, тщеславия и т.

п., люди живут по принципу «человек человеку волк». Человек в обществе ищет собственного блага, а не чужого.

Между людьми, не сдержанными высшей властью, господствует взаимный страх, проистекающий из опасения зла. Доказательством этому, по мнению Гоббса, служит то, что люди даже в пустынных местах имеют оружие, хозяин запирает свои сундуки, государства даже в состоянии мира постоянно наращивают вооружение. Причина этих опасений заключается отчасти в естественном равенстве людей, вследствие которого даже слабейший легко может убить сильнейшего, отчасти в соперничестве, но главным образом в стремлении к приобретению благ, которыми все не могут пользоваться сообща — на всех не хватает.

Согласно политической философии Гоббса в естественном состоянии природа предоставила все всем и всякий имеет право на все. Отсюда рождается война всех против всех (Ье11итотт-итсоп1;гаот^). Между тем всеобщая война прямо противоречит основному началу человеческой природы — самосохранению.

Люди подвергаются беспрерывной опасности и чувствуют взаимный страх.

Для того чтобы избавиться от этого, сильнейшие стараются подчинить себе слабейших и обратить их в орудия защиты.

Но так как силы человеческие, в сущности, равны, надежда на безопасность весьма непрочна. Следовательно, необходимо искать другие решения.

Поскольку война всех против всех противоречит главной цели человеческой жизни — самосохранению, то необходимо стремиться к миру, а если нельзя обрести мир, то надо искать, по крайней мере, союзников в этой войне. Таков закон природы, то есть предписание правового разума. Таким образом, для того чтобы прекратить хаос и насилие, обеспечить мир и безопасность, люди заключают общественный договор и учреждают политическую власть.

В противоположном естественному состоянии, в которое переходит человек, для того чтобы избежать вражды, посредством договора или соглашения между людьми выбирается правитель или верховный орган, который будет пользоваться правами власти над ними и положит конец всеобщей войне.

Этого правителя или правящих Гоббс называет сувереном. Суверен гарантирует им свободу, то есть право делать все то, что не запрещено гражданским законом. Долг суверена — хорошо управлять народом.

В связи с тем, что добровольного согласия недостаточно для обеспечения стабильной безо- пасности, необходимо подавлять всплески гордыни общей волей, которая бы направляла отдельных лиц к общей цели и удерживала их страхом наказания от действий, нарушающих мир.

Суверен является носителем этой воли и гарантом безопасности.

В понимании Гоббса государство есть единое лицо, воля которого вследствие договора многих людей считается волею всех, поэтому оно может использовать силы и способности каждого для общего мира и защиты. Лицо или собрание, которому подчиняются все прочие, представляет собой верховную власть, остальные являются подданными.

Так, понятие безопасности входит в логику обоснования государства нового типа — национального государства. Дело в том, что идее национального государства, появившейся в Новое время, то есть в XVI-XVII веках, предшествовала идея государства-империи. Ее суть заключалась в том, что у каждой нации должно быть свое собственное государство.

Ее суть заключалась в том, что у каждой нации должно быть свое собственное государство. До эпохи буржуазных революций человек считал себя причастным не к национальному государству, а к племени или клану, городу-государству или феодальному сюзерену, династическому государству, церкви. В течение многих веков политическим вектором было не национальное государство, а мировая империя, включающая различные народы и этнические группы, на основе общей цивилизации, общей религии — христианства.

Таким образом развивались Восточная и Западная Римские империи.

Идея национального государства, в котором под нацией понималась скорее политическая, договорная общность, чем этническая группа, стремящаяся к собственному государству, была крайне необходима для революционной смены государственного устройства в Новое время, основанного на сословной монархии.

Развитие этой идеи сильно повлияло на политическую организацию общества и привело к появлению политических прав и свобод. Попытки рационального обоснования нового типа государственно-политического устройства, основанного на республиканской форме правления, неизбежно приводят к понятию общей, или национальной, безопасности, которому в системе общественного договора и правового государства отводится роль базовой категории, отправной точки в развитии логики государственной доктрины.

Сущность идеи общественного договора и правового государства заключается в справедливом, правовом обеспечении безопасности лиц -участников общественного договора.

Именно для этой цели учреждается государство, принимается конституция — писаный акт общественного дого- вора. Безопасность личности, общества и государства становится источником права, закона, правосудия, государственного принуждения. Именно поэтому практически все страны, провозгласившие идею правового государства в качестве госу-дарствообразующей, закрепили в конституциях ценность защиты прав человека, обеспечения его безопасности.

Термин «национальная безопасность» впервые встречается в Послании Президента США Т. Рузвельта Конгрессу в 1904 году, в котором был в лучших традициях этой страны обоснован захват зоны Панамского канала интересами национальной безопасности. Кроме того, понятие «национальная безопасность» раскрывалось в американском Законе о национальной безопасности 1947 года.

Закон трактует ее как сумму задач внутренней, внешней и военно-оборонной политики в интересах взвешенного подхода к проблемам использования Соединенными Штатами различных средств в своей внешней политике.

Современные авторы национальную безопасность рассматривают как синоним оборонной политики, а в качестве важнейшей цели национальной безопасности называют самосохранение нации как особой культурно-исторической, политической общности, что подразумевает защиту государственного строя, национальных идеалов, традиций, образа жизни.

В дореволюционной отечественной государственно-правовой мысли понятие «безопасность» встречается достаточно редко, так как обеспечение безопасности граждан было предметом науки полицейского права, то есть данный термин относился к предупреждению опасности от внутренних угроз. Отсутствие безопасности, по мнению А.

Градовского, вызывает гибель государства [1, с.

31]. М. Сперанский отмечал, что общим предметом для всего правового регулирования является учреждение общей безопасности лиц и имущества.

«Безопасность лица и имущества — первое и неотъемлемое достояние всякого человека, входящего в общество»

[2, с.

359]. В советский период данное понятие скорее относилось к состоянию защищенности социалистического государства от планов буржуазного империализма.

В постперестроечной России начали появляться работы, посвященные сущности безопасности личности, общества и государства. А собственно термин «национальная безопасность» появляется в 1993 году и толкуется в «Политологическом словаре» как категория политической науки, которая характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества.

А собственно термин «национальная безопасность» появляется в 1993 году и толкуется в «Политологическом словаре» как категория политической науки, которая характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества. Начиная с этого времени создается большое количество работ, посвященных национальной безопасности. Одни авторы понимают под национальной безопасностью

«систему условий и факторов, в которой государство как определенная социально-политическая общность органично функционирует и развивается по своим внутренним законам, делегируя управлению право стимулировать положительные сдвиги и тенденции, а также корректировать негативные отклонения, ограждая при этом страну от угроз внешней среды»

, вторые — «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», третьи — «состояние защищенности личности, общества и государства от возможных внутренних и внешних угроз, которое достигается совокупностью действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и человека на основе законов и иных правовых актов в обеспечение суверенитета, единства и неделимости территории России, стабилизации и последующего социально-экономического и духовно-нравственного развития».

А также

«состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь нации для противления угрозам для ее существования, исходящим как из других стран, так и изнутри собственной страны»

, это «реальная способность быть свободными от внешней опасности». Некоторые ученые вообще считают национальную безопасность «нечетким символом», который вообще не имеет определенного значения.

Такое многообразие мнений типично для определений гуманитарных наук, особенно если учесть отсутствие единого подхода к понятиям «нация» и «безопасность».

Известно как минимум два подхода к пониманию нации — политический и этнокультурный. Первый подход, оформившийся в период буржуазных революций, под нацией традиционно понимает свободное политически организованное общество, со-гражданство.

Второй — восходит к Гегелю и немецкой романтической школе XIX века.

В соответствии с таким представлением нация выражает народную культуру, язык, судьбу, «народный дух», опираясь на общее этническое происхождение. Принципом исторического развития, как считал Гегель, является национальный дух.

«В каждом веке существует одна определенная нация, которой вменяется в обязанность миссия провести мир через стадию диалектики, которой он достиг»

.

Для современной юридической доктрины, насыщенной либеральными ценностями и приоритетами, свойственно политическое понимание нации как согражданства. В рамках данного подхода существуют российская, французская, американская и другие нации.

Безопасность личности, гарантированная защищенность ее прав при этом понимаются как высшая ценность и основная цель государства. Не вдаваясь в критику такого понимания нации, безопасности, цели государственного бытия, отметим, что ценность национальной безопасности более тысячи лет была одной из главных для русского народа, который создавал Российскую Федерацию с древних времен. В идеологии Русского государства был заложен следующий смысл: князь несет бремя власти ради спокойствия Отечества, его народа, монастырей и церквей.

Рекомендуем прочесть:  Дарственная на дом как оформляется

Власть его не привелегия, а тяжкий крест, испытание, которое следует нести с христианским терпением.

Вот, что пишет об образе князя митрополит Иларион в XI веке: «Власть должна употребляться праведно.

Князь должен быть единодержцем всей земли, творить милостыню и быть щедрым к своим подданным, заботиться о сирых, болящих, вдовых и всех иных, требующих милости, а также о церквах и монастырях. Мало казни, много милуй. Работных освободи (от кабалы)». Даниил Заточник чуть позже рисует такой образ великого князя: милостив (рука его всегда «простерта на подаяние убогим»); управление князя крепко и справедливо («дуб крепок множеством корения, тако и град наш твоею державою»); выступает как верховный глава всем своим людям («кораблю глава кормник, а ты, князь, людом своим»); важно не только верховенство князя, но и хорошо организованное управление («град наш крепится основанием»); князю должно иметь при себе «думцев» и опираться на их Совет (думу); советники должны быть умны и справедливы и всегда действовать по закону («правде»), а князю необходимо уметь их выбирать; князь должен иметь хорошее войско, заботиться о процветании своего народа; князю следует вести мирную политику; «царская гроза» необходима для устрашения беззаконных и врагов во благо Отечества.

Идеология московского великого благоверного святого князя Дмитрия Донского была также проста: русские войска должны биться «за всю землю русскую» и «за веру христианскую». У Максима Грека читаем: «Цель государства — в построении мирной и спокойной жизни.

Применение закона должно сопровождаться милостью. Царь должен уважать чиновников, награждать воинов, защищать сирых и обидимых, слушать советы мудрых».

Здесь можно увидеть и обеспечение политической безопасности нации — русского народа, и обеспечение социальной, правовой, военной безопасности. В постсоветский период на законодательном уровне впервые понятие «национальная безопасность» появляется в ст. 1 закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (ред.

от 26.06.2008) «О безопасности»: «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

При этом под жизненно важными интересами понималась совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Законом к основным объектам безопасности относились: личность, ее права и свободы; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. В современной научной литературе предлагают разные определения национальной безопасности.

Некоторые ученые вполне справедливо считают национальную безопасность элементом понятия «государство». В частности, С. Н. Бабурин полагает, что

«показатель безопасности настолько существенен, что может быть отнесен к признакам государства»

[3, с. 65]. На самом деле, если не признаком государства, то признаком суверенитета способность самостоятельно обеспечить национальную безопасность является точно.

Некоторые ученые относят обеспечение безопасности к функциям государства, а также к его задачам. При этом национальная безопасность обеспечивается внешними и внутренними функциями государства, которые реализуются для его блага.

Считать обеспечение безопасности нации главной целью государства можно, только оставаясь на позициях либерального мышления.

Национальным традициям российской государственности ближе другая точка зрения, консервативно-нравственная: целью государства является осуществление правды в общественной жизни. Обеспечение безопасности нации — промежуточная цель и средство по отношению к главной цели.

Указом Президента РФ от 10.01.2000 № 24 была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации, в которой под национальной безопасностью понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в России. Концепция претендовала на изложение системы взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В ней были сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. В настоящее время она утратила свою юридическую силу. В Указе Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» понятие «национальная безопасность» определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
В Указе Президента РФ от 12.05.2009 № 537

«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

понятие «национальная безопасность» определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Основой теории национальной безопасности является юридическая наука, так как именно конституция и иные нормативные акты определяют государственные задачи по ее обеспечению.

Кроме того, осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности происходит строго в соответствии с конституционным принципом верховенства прав и свобод человека. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Думается, для теории национальной безопасности России непринципиально в силу исторической и культурной самобытности нашей страны разведение понятий национальной и государственной безопасности.

Несмотря на то, что в либеральной правовой мысли нация и государство, общество и государство разводятся по разные стороны баррикад, все же не стоит забывать, что именно государство привело к объединению славянских племен и сформировало уникальный русский мир — особую цивилизацию, сотканную из неповторимого узора славянской культуры и православной веры. Между тем в действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года государственная и общественная безопасность рассматриваются как сферы национальной безопасности, так как за основу всей доктрины национальной безопасности принимается триада «личность — общество — государство».

Даже не принимая во внимание то, что идея разделения общества и государства характерна для западной правовой и политической культуры, трудно найти угрозы личности, не влияющие на безопасность общества и государства, или угрозы государству, не причиняющие вред общественной безопасности. Поэтому разделение на личность, общество и государство объекта национальной безопасности носит условный характер, не- обходимый для моделирования эффективной системы обеспечения национальной безопасности. Литература 1. Градовский А. Национальный вопрос в истории и литературе // Собрание сочинений.

СПб., 1901. Т. 6. 2. Сперанский М. План государственного преобразования графа М.

М. Сперанского // Введение к уложению государственных законов 1809 года.

М., 1905. 3. Бабурин С. Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы.

М., 1997. И. Г. Напалкова, Г. Б. Власова ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В НОРМОТВОРЧЕСТВЕ: ПОДХОДЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Статья посвящена такой важной части механизма правотворчества, как юридическая техника.

Автор приходит к выводу, что именно конкретные, проверенные на практике средства, приемы, способы, правила во многом предопределяют качество и эффективность принимаемых правовых актов. Ключевые слова: юридическая техника, правотворчество, правовая терминология, идея законопроекта, юридическая норма. Будучи системой определенных средств, приемов и правил подготовки и совершенствования нормативно-правовых, правоприменительных и иных юридических актов, юридическая техника трансформирует их в плоскость практического использования, в русло эффективного регулирования соответствующих общественных отношений.

Объектом юридической техники являются тексты правовых актов, достаточно четкие, однозначные, выверенные, позволяющие содержащимся в них правовым нормам в состоянии статики беспрепятственно воздействовать на свой вид (тип) жизненных обстоятельств.

Чем выше степень освоения текстов и содержания конкретных правовых актов, тем шире круг потенциальных субъектов правовых отношений, позитивно оценивающих потенциал права и действующего законодательства и со знанием дела реализующих правовые возможности.

Средства юридической техники призваны придавать правовым понятиям то филигранное словесно-логическое выражение, которое сводит к минимуму необходимость в грамматическом и логическом толковании принятых юридических актов и их структурных элементов. Права, обязанности, дозволения, запреты, льготы, санкции и другие конструкции правовых актов, адресованные субъектам права, должны однозначно восприниматься всеми участниками жизненных ситуаций, регламентируемых правом.

Однозначность усвоения указанных правовых конструкций обу- словлена уровнем правосознания, правовой культуры, наличием или отсутствием юридического опыта, не последняя роль отводится и умело применяемым средствам юридической техники. Используемые в механизме юридической техники специальные правила призваны вносить в содержание правовых актов четкость, лаконичность, доступность и грамматическую безупречность языка как средства общения различных субъектов права с различными жизненными притязаниями.

В литературе обращается внимание на нейролингвистическую юридическую технологию, которая затрагивает вопросы совершенствования языка принимаемых законов, мотива-ционного воздействия юридических предписаний, облеченных в языковую форму, на потенциальных субъектов права.

Понимание языка закона становится ключом к осмыслению текста (содержания) закона в целом и его отдельных юридических норм. Нейролингвистическая юридическая технология постепенно внедряется в правотворческую практику развитых зарубежных государств.

Одним из важных условий использования в правотворчестве данной юридической технологии является обязательное привлечение юристов-лингвистов к работе по совершенствованию языка текста соответствующего нормативно-правового акта. В результате использования инструментария юридической техники достигаются сочетание лаконичности текста правового акта с его необ-

О безопасности

Сегодня, к сожалению, в России отсутствует единая научно-обоснованная трактовка понятия «безопасность», включая и национальную безопасность. В Конституции Российской Федерации сам термин «национальная безопасность» не упоминается, в тексте Федерального закона РФ от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред.

от 05.10.2015) «» разъяснения этого часто употребляемого термина не приводится, в указе президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» понятие «национальная безопасность» трактуется как состояние защищённости. Поскольку единого определения термина «национальная безопасность» не существует, различные источники трактуют ее по-разному и по-своему.

Так, в одних источниках национальная безопасность (НБ) РФ определяется как защищенность страны, ее граждан и территории от различных опасностей, и угроз, а также как потенциал, обеспечивающий стабильное развитие России на длительный срок. В других источниках национальная безопасность РФ рассматривается как состояние дел в различных областях государственной деятельности, при которых отсутствуют внутренние и внешние угрозы национальным интересам государства, общества и личности.

В других источниках национальная безопасность РФ рассматривается как состояние дел в различных областях государственной деятельности, при которых отсутствуют внутренние и внешние угрозы национальным интересам государства, общества и личности. В-третьих, ставится знак равенства между национальной безопасностью нашей страны и охраной/защитой интересов ее граждан, общества и государства.

И, наконец, в некоторых источниках в понятие национальная безопасность России вкладывается защищенность от внешних и внутренних угроз различных по своей природе (политических, экономических, военных, экологических, информационных и прочее) [1-4].

В связи с отсутствием единого понятийного аппарата применительно к термину «национальная безопасность» единое определение составляющих национальной безопасности (видов безопасностей), раскрывающее их сущность, так и не разработано.В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [2] национальная безопасность Российской Федерации формулируется как«…состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации».Несмотря на многообразие и различие определений, смысл понятия «национальная безопасность» один и в конечном итоге отражает потребность нашей страны в гарантированном обеспечении гражданам условий, необходимых для цивилизованной жизни, совершенствования и развития.Основой суверенитета любой страны, как известно, является ее национальная безопасность (НБ), обеспечение которой возложено в качестве одной из важнейших функций на государство.

Страны, не обеспечивающие свою национальную безопасность, как правило, теряют свой суверенитет, а их внутренняя и внешняя политика определяется другими, более развитыми государствами. Национальная безопасность любого государства является составной частью международной безопасности, которая, в свою очередь, входит в планетарную безопасность.

Необходимо отметить, что, различная трактовка понятия «национальная безопасность» вводит в заблуждение обычных граждан, специалистов и руководителей, а также не способствует формированию наиболее оптимальной, научно-обоснованной системы национальной безопасности России, что, в свою очередь, так или иначе, отражается на процессе реализации мероприятий по обеспечению этого системообразующего вида безопасности страны. По мнению авторов, наступило время применять единый понятийный аппарат, что позволит четко, ясно и однозначно формулировать понятия и термины, касающихся национальной безопасности Российской Федерации и составляющих ее видов.

По мнению авторов, использование единого понятийного аппарата позволит повысить эффективность практической реализации мероприятий по обеспечению требуемого сегодня уровня национальной безопасности нашей страны.

Для понимания сущности термина «национальную безопасность России» ее следует рассматривать комплексно с системных позиций, чтобы видеть целостность, сбалансированность, целенаправленность функционирования и саморегулирования, а также другие ее свойства, характеризующие ее как сложную систему определенного качественного уровня. Система национальной безопасности Российской Федерации находится не в вакууме, а функционирует во внешней среде, каковыми являются системы более высокого порядка (уровня) международной и система планетарной безопасности.

С позиций комплексного системного подхода национальная безопасность раскрывается в нескольких аспектах, а именно:• как составная часть – подсистема систем более высокого уровня, каковыми являются международная и планетарная безопасности;• как сложная многоуровневая система, включающая свои подсистемы (составные части) более низкого порядка (например, военная, техническая, интеллектуальная, информационная безопасности и их составляющие);• как внутреннее или внешнее состояние (положение) государства, его отдельных регионов и субъектов, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы национальным интересам государства, а при их возникновении – как система мер по обеспечению охраны/защиты интересов граждан, общества и страны.Очевидно, что по своей сути национальная безопасность Российской Федерации является не национальной, а много- или интернациональной безопасностью, то есть некой совокупностью национальных безопасностей каждого находящейся на территории страны региона и субъекта (республики, автономного округа и автономной области и др.) и каждого населяющего Россию народа.

Национальную безопасность России целесообразно рассматривать в виде сложной системы, включающей в себя, по крайней мере, подсистемы пяти уровней (рис.1) [4].

Понятие национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

Гидденс, Э.

Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. -М., 2004. Моисеев, Н.Н. Универсум.

Информация. Общество. — М., 2001. © Кикичев И.Р, 2009 М.Г. Алибеков ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЛИБЕКОВ Магомед Гаджиисхакович — главный специалист Дипломатической академии МИД России (e-mail: Аннотация. В статье рассматриваются понятие национальной безопасности и изменения его содержания в контексте проблем, возникающих в процессе глобализации.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, внешние и внутренние угрозы, Стратегия национальной безопасности, международные отношения. Становление и развитие человеческого общества всегда было связано с преодолением различных угроз, которые исходили от природы, врагов, технических объектов и т. д., поэтому важнейшим условием функционирования и развития человеческого общества является обеспечение безопасности.

Понятие «безопасность» современными учеными и практиками рассматривается с различных позиций.

Однако наиболее распространенным стал подход, согласно которому под безопасностью понимается состояние защищенности общества и его составляющих от внутренних и внешних угроз, являющееся свойством социальной системы.

Такой подход закреплен и в Законе Российской Федерации «О безопасности», в статье 1 которого безопасность определена как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»1. Некоторые эксперты представляют безопасность, как систему гарантий защиты жизненно важных интересов государства, общества и личности внутри и вне страны. Она может проявляться на различных уровнях: мирового сообщества, региона, отдельного государства, социальной общности и личности.

Говоря о безопасности того или иного объекта, А.А. Прохожев, например, имеет в виду защищенность жизненно важных интересов дан- 1 См.: Закон Российской Федерации «О безопасности». — М., 2004. — Ст. 1. ного объекта от внешних и внутренних угроз.

Следуя этой логике, он дает следующее определение понятия «информационная безопасность»: «.информационная безопасность — это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внутренних и внешних угроз»1. Осмысление понятия «безопасность» происходило в ходе длительной эволюции взглядов человеческого общества на происхождение и развитие государства, тех его институтов, которые обеспечивают защищенное от опасности и свободное развитие того или иного сообщества и его граждан.

Еще Аристотель, Н. Макиавелли, Б. Спиноза, Дж. Локк и другие мыслители прошлого заметили, что при сильном государстве, с мудрым руководством, надежно обеспечена его целостность, суверенность и процветание. «Безопасность — главная добродетель государства»2, — отмечал Спиноза, а Руссо считал «заботу о самосохранении» самой важной заботой государства3.

Термин «национальная безопасность» впервые был употреблен в послании американского президента Т. Рузвельта конгрессу США в 1904 г.

В нем речь шла о присоединении к США зоны Панамского канала, причем эта акция обосновывалась интересами национальной безопасности США. В официальных американских источниках, согласно закону № 257 от 1947 г., под национальной безопасностью понимается условие функционирования государства, являющееся результатом оборонных (защитных) мероприятий, которые повышают неуязвимость государства от угроз извне или изнутри в открытой и подрывной форме.

Такой подход к безопасности государства (в США понятие «нация» отождествляется с государством) вытекает из утверждения, что международные отношения являются результатом столкновения государств, которые, опираясь на имеющиеся ресурсы, преследуют свои цели как для обеспечения безопасности, так и экспансии.

Такой подход к безопасности государства (в США понятие «нация» отождествляется с государством) вытекает из утверждения, что международные отношения являются результатом столкновения государств, которые, опираясь на имеющиеся ресурсы, преследуют свои цели как для обеспечения безопасности, так и экспансии. В последующие годы проблема национальной безопасности заняла ведущее место в исследованиях американских политологов, а с 1986 г.

президент США ежегодно обращается к конгрессу с посланием «Стратегия национальной безопасности США». В нашей стране анализ проблем национальной безопасности совпал с распадом Советского Союза. Первые исследования и публикации по этим вопросам появились в начале 1990-х гг.

Так, например, И.Л. Прохоренко под национальной безопасностью понимает такое сочетание внутренних и внешних обстоятельств, воздействующих на жизнь государства, при котором отсутствуют угрозы критического характера и в то же время сохраня- 1 Общая теория национальной безопасности : учебник ; под общ. ред. А.А. Про-хожева. — М., 2002.

— С. 39. 2 Спиноза, Б. Избр. соч. — Т. 2. — М.,1965. — С. 290. 3 См.: Руссо, Ж.-Ж.

Об общественном договоре // Трактаты. — М.,1969. — С.171. ется полноценная способность государства адекватно реагировать на эти угрозы, коль скоро они возникнут1.

Сегодня исследованиями в этой области занимается ряд государственных и общественных институтов, создан Совет безопасности РФ, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку проектов решений Президента Российской Федерации по основным направлениям внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности России. Логическим завершением начатой в этом направлении работы стала разработка концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента России от 17 декабря 1997 г. (№ 1300), а в 2000 г. в нее были внесены изменения и дополнения (Указ Президента РФ № 24 от 10 января 2000 г.).

В этом документе были определены все задачи, функции и угрозы, стоящие перед государством в области безопасности.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации являла собой систему взглядов на обеспечение в стране безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней были сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации, а национальная безопасность определялась, как безопасность многонационального народа страны, носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации2.

В целях дальнейшей консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности глава государства утвердил новую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее Стратегия). В этом документе национальная безопасность понимается как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие России, оборону и безопасность государства3.

Д.А. Медведев охарактеризовал Стратегию как открытый, публичный общенациональный документ, который прошел обсуждение в федеральных округах, а также был согласован «со всеми заинтересованными ведомствами»; он не может быть реализован только усилиями власти, в достижении целей и приоритетов Стратегии необходимо участие всего общества.

1 См.: Прохоренко, И.Л. Национальная безопасность и баланс сил // Баланс сил в мировой политике: теория и практика : сборник.

— М., 1993. — С. 70. 2 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета.

— 2000. — 10 янв. 3 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. — 2009. — 14 мая. Стратегия является фундаментальным и комплексным документом, который создавался на принципах преемственности государственной политики в сфере национальной безопасности и в полной мере отражает систему национальных приоритетов России.

Главную идею Стратегии российский лидер определил как «безопасность через развитие». Такой подход отражает достижение стратегических целей, которые стоят перед нашей страной, и в полной мере увязан с Концепцией социально-экономического развития на период до 2020 г., с теми приоритетами, которые содержатся в этом документе. Постановка и решение стратегических задач национальной безопасности особенно актуальны сегодня, в период, когда мир находится в кризисной фазе развития.

Однако кризис не может и не должен быть основанием для того, чтобы Россия сузила горизонты своего планирования на будущее. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Документ опирается на систему политических установок руководства страны по обеспечению национальной безопасности и защите национальных интересов России и в полной мере отражает ключевые положения Послания Президента Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г., в котором определены приоритетные направления в области внутренней и внешней политики государства. Существенным отличием Стратегии от действовавшей Концепции является то, что в новом документе сформирована новая оценка современных внутренних и внешних угроз национальной безопасности и стратегических рисков, оказывающих сдерживающее влияние на устойчивое развитие государства.

При этом национальная безопасность, как следует из положений документа, обеспечивается путем достижения связанных между собой стратегических национальных приоритетов, к которым относятся национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Кроме того крайне важно повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Обеспечение достойных условий жизни человека в России признается таким же приоритетом обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления: обороноспособность и безопасность государства.

В этом состоит важнейшая особенность рассматриваемой Стратегии, ее социальная и социально-политическая направленность Стратегия национальной безопасности — система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В ней сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации и в целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения России в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.

Реализация положений данного документа призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Необходимо отметить, что хотя безусловные гарантии безопасности в современном мире по-прежнему обеспечиваются силой или угрозой применения силы, в том числе военной, все большее значение приобретают научно-технические, экономические, политические, морально-этические и другие несиловые факторы национальной безопасности.

Нормативно-законодательное обеспечение эффективного проявления подобных факторов — основное условие демократического развития процессов самоорганизации общества и государственной гарантии стабильности Российской Федерации в современном мире. Список литературы Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета.

— 2000. — 10 янв. Общая теория национальной безопасности : учебник ; под общ. ред. А.А. Прохожева. — М., 2002. Прохоренко, И.Л. Национальная безопасность и баланс сил // Баланс сил в мировой политике: теория и практика : сборник.


proffbuhuslugi.ru © 2020
Наверх