Главная - Предпринимательское право - Лишение родительских прав с участием прокурора

Лишение родительских прав с участием прокурора


Лишение родительских прав с участием прокурора

Участие прокурора по делам о лишении родительских прав


Действующим законодательством предусмотрено обязательное участие прокурора при рассмотрении судами дел о лишении родительских прав. Лишение родительских прав представляет собой крайнюю меру, применяемую к недостойным родителям в тех случаях, когда не удалось заставить их должным образом относиться к выполнению ими своих родительских обязанностей.

Оно возможно только в судебном порядке и только в случаях, прямо предусмотренных в законе. В частности, как следует из ст.

69 СК, родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: — уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; — отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений; — злоупотребляют своими родительскими правами; — жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; — являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; — совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни либо здоровья супруга. Достаточно одного из упомянутых оснований для принятия судом решения по делу о лишении родительских прав.

Необходимо обратить внимание на основание, приведенное в ст.

69 СК РФ – родители уклоняются от выполнения своих обязанностей. Оно всегда присутствует в исках по делам о лишении родительских прав в совокупности с другими основаниями, указанными в ст.

69 СК РФ. Это обусловлено тем, что сама формулировка является достаточно расплывчатой.

Доказать в суде одно только уклонение от исполнения обязанностей родителей довольно сложно, если нет каких-либо других оснований по ст. 69 СК РФ. Законодатель не поясняет, что имеется в виду под злостным уклонением от уплаты алиментов.

Однако разъяснение дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 марта 1969 года № 46.

Согласно данному Постановлению Пленума Верховного Суда РФ, под уклонением родителей от уплаты по решению суда средств на содержание детей следует понимать не только прямой отказ от уплаты присужденных судом алиментов на детей, но и сокрытие лицом своего действительного заработка, смену работы или места жительства с целью избежать удержаний по исполнительному листу, уклонение с той же целью от трудовой деятельности и иные действия, свидетельствующие об уклонении от уплаты по решению суда средств на содержание детей. Вопрос о том, является ли уклонение от уплаты по решению суда алиментов на детей злостным, должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом продолжительности и причин неуплаты лицом алиментов и всех других обстоятельств дела.

О злостном уклонении от уплаты алиментов могут свидетельствовать, в частности, повторность совершения аналогичного преступления, уклонение от уплаты по решению суда алиментов, несмотря на соответствующие предупреждения, розыск лица, обязанного выплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения и т.д.

В судебном процессе должны быть доказаны обстоятельства, бесспорно подтверждающие наличие вины родителя и факт того, что изменение поведения родителя в лучшую сторону невозможно. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. Другие заинтересованные лица могут только обратиться с заявлением в органы опеки и попечительства либо к прокурору, которые решают вопрос, обоснованно ли такое заявление и в зависимости от этого – следует ли обращаться в суд.

В первом полугодии 2019 года судами республики рассмотрено 86 дел данной категории, судебные постановления по которым вынесены в соответствии с заключениями прокуроров.

Комментарии к ст. 70 СК РФ

1. Комментируемая статья определяет порядок лишения родительских прав, который представляет собой юридическую процедуру, состоящую из совершения в определенной последовательности юридически значимых действий, направленных на прекращение родительских отношений, в связи с виновным поведением родителей в отношении своих детей.

Поскольку лишение родительских прав является крайней мерой семейно-правовой ответственности, п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что данная процедура производится только в судебном порядке.

Однако следует иметь в виду, что судебное рассмотрение дела о лишении родительских прав — это один из заключительных этапов организационных правоотношений по применению к родителям санкции за недолжное осуществление своих родительских прав и исполнение родительских обязанностей. Как правило, этому предшествует большая работа органов опеки и попечительства и иных организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, по выявлению и установлению фактов нарушения прав и законных интересов ребенка со стороны его родителей.

Так, в частности, проводится воспитательная работа с родителями, направленная на предупреждение правонарушений в отношении их детей, им разъясняются правовые последствия неправомерного отношения к своим детям, предоставляются время и возможность для изменения отношения к своим детям, пересмотра своего образа жизни.

Родители, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, привлекаются к административной ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в соответствии со ст. 5.35 КоАП РФ. Предпринимаются меры к устройству ребенка, если совместное проживание с родителем (родителями) отрицательно сказывается на воспитании ребенка и его нормальном развитии. И только в случае, если предупредительные меры не повлияли на виновное поведение родителя (родителей), дело о лишении родительских прав рассматривается в судебном порядке.

2 — 4. Дела о лишении родительских прав рассматриваются районными судами согласно п. 4 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ, и исковые требования о лишении родительских прав подаются по месту жительства ответчика.

Однако следует иметь в виду, что иски, содержащие одновременно требования о лишении родительских прав и взыскании алиментов, могут быть предъявлены и по месту жительства истца. Так, прокурор Козловского района Чувашии обратился в суд с иском к Б., отбывающему наказание в ФГУ ИК, о лишении его родительских прав в отношении несовершеннолетних детей и взыскании алиментов. Суд вернул данное исковое заявление в связи с тем, что требование не подсудно Козловскому районному суду, так как по общему правилу иск предъявляется по месту жительства ответчика, который до осуждения проживал в другом районе.

Отменяя определение суда, судебная коллегия указала следующее.

Из искового заявления следует, что оно заявлено в интересах несовершеннолетних детей, которые проживают в Козловском районе, кроме требований о лишении родительских прав, прокурором ставится вопрос и о взыскании алиментов. В соответствии со ст. 29 ГПК РФ иски о взыскании алиментов могут быть предъявлены и по месту жительства истца, т.е.

в данном случае по месту жительства несовершеннолетних . ——————————— Обзор кассационной практики по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики за I квартал 2007 г. // Судебный вестник Чувашии. 2007.

N 2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет круг лиц, которые имеют право подать исковое заявление о лишении родительских прав, к которым следует отнести: одного из родителей, независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком; лиц, заменяющих родителей: усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей; прокурора; орган или учреждение, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками и др.). Следует иметь в виду, что при подготовке к судебному разбирательству дела о лишении родительских прав одного из родителей судье в целях защиты прав несовершеннолетнего и обеспечения надлежащих условий его дальнейшего воспитания, а также охраны прав родителя, не проживающего вместе с ребенком, необходимо в каждом случае извещать этого родителя о времени и месте судебного разбирательства и разъяснять, что он вправе заявить требование о передаче ему ребенка на воспитание (п.

10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).

Возникает вопрос и о необходимости привлечения ребенка в делах по иску о лишении родительских прав, поскольку ни комментируемая статья, ни иные нормы СК РФ прямо не указывают на такую необходимость. Однако судебная практика исходит из того, что в силу требований ч. 3 ст. 37 ГПК РФ несовершеннолетний в возрасте 14 — 18 лет должен быть привлечен к делу о лишении родительских прав третьим лицом.

3 ст. 37 ГПК РФ несовершеннолетний в возрасте 14 — 18 лет должен быть привлечен к делу о лишении родительских прав третьим лицом. Исключений в ч. 3 ст. 37 ГПК РФ независимо от категории дел не содержится . Однако следует предположить, что в каждом случае этот вопрос должен быть разрешен индивидуально с учетом интересов несовершеннолетнего.

——————————— Обзор кассационной и надзорной судебной практики по гражданским делам Пермского областного суда за I полугодие 2003 г.

// СПС «Гарант». В соответствии с п. 2 комментируемой статьи дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства независимо от того, кем предъявлен иск о лишении родительских прав.

Как отмечается в юридической литературе, обязательное участие прокурора и органов опеки и попечительства в делах о лишении родительских прав следует рассматривать как создание дополнительных процессуальных правовых гарантий соблюдения как родительских прав, так и прав детей .

——————————— Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 1998.

С. 199. Необходимость участия прокурора связана и с тем, что виновные действия родителей, влекущие лишение родительских прав, нередко являются преступными, поэтому согласно п. 4 комментируемой статьи при обнаружении в действиях родителей (одного из них) признаков уголовно наказуемого деяния суд обязан уведомить об этом прокурора.

Однако следует иметь в виду, что, несмотря на обязательное участие прокурора в делах о лишении родительских прав, ч. 3 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что неявка прокурора не является препятствием к разбирательству дела только в том случае, если он извещен о времени и месте рассмотрения дела. Косвенно на возможность рассмотрения дела в отсутствие прокурора указывает и п.

Косвенно на возможность рассмотрения дела в отсутствие прокурора указывает и п. 4 комментируемой статьи, определяя, что «суд обязан уведомить об этом прокурора».

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, к разбирательству всех дел, связанных с воспитанием детей, включая дела о лишении родительских прав, привлекается орган опеки и попечительства.

Орган опеки и попечительства обязан в защиту прав ребенка: а) провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание; б) представить суду акты обследования жилищно-бытовых условий указанных лиц; в) представить суду основанное на упомянутых выше актах заключение по существу спора в письменной форме. Причем заключение органа опеки и попечительства, исходя из требований п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.

Судам следует эффективно применять на практике нормы материального права, поскольку невыполнение судами перечисленных выше требований влечет безусловную отмену судебных постановлений .

——————————— Справка Кемеровского областного суда от 20 февраля 2006 г. N 01-19/123 о практике рассмотрения судами области гражданских дел в 2005 году по кассационным и надзорным данным // СПС «Гарант».

Лишение родительских прав не освобождает от обязанности содержать ребенка, поэтому, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи, суд, рассматривая подобные дела, одновременно решает вопрос о взыскании алиментов с отца и (или) матери. При этом следует учитывать, что на основании ст.

39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка по делу о лишении родительских прав. Однако суд должен разрешить этот вопрос с точки зрения требований п. 3 комментируемой статьи и п. 2 ст.

71 СК РФ, а также разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, установив, не противоречит ли этот отказ закону и не нарушает ли права и законные интересы несовершеннолетнего ребенка. Поскольку указанные обстоятельства не были установлены Кировским районным судом г. Кемерово при наличии заявления истца об отказе от взыскания алиментов, а также не был разрешен вопрос о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка, суд кассационной инстанции отменил решение суда по делу по иску Е.О.П.

к Е.М.Г. о лишении родительских прав и направил его на новое рассмотрение . ——————————— Справка Кемеровского областного суда от 18 сентября 2007 г. N 01-19/518 о практике рассмотрения судами области гражданских дел в первом полугодии 2007 года по кассационным и надзорным данным // СПС «Гарант».

5. Поскольку лишение родительских прав, за некоторым исключением (см. комментарий к ст. 71 СК РФ), направлено на прекращение прав и обязанностей между родителями и детьми, п.

5 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому суд обязан в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения в орган загса по месту государственной регистрации рождения ребенка. При этом следует иметь в виду, что сведения о родителях в актовой записи о рождении ребенка не изменяются, однако на основании выписки из решения суда о лишении родительских прав орган загса производит соответствующую отметку.

Проблемы участия прокурора в судопроизводстве по делам о лишении и ограничении родительских прав в форме дачи заключения

 Статья посвящена проблемным вопросам участия прокурора в судопроизводстве по делам о лишении и ограничении родительских прав в форме дачи им заключения, которые выражаются в отсутствии законодательного закрепления понятия, признаков, формы и составных частей заключения прокурора, а также в его необязательности при вынесении решения по делу.

Ключевые слова: заключение прокурора, лишение и ограничение родительских прав, гражданский процесс. Согласно статье 70 Семейного кодекса РФ, участие прокурора по делам о лишении и ограничении родительских прав, с целью поддержания законности и защиты прав несовершеннолетних, является обязательным [1]. Так, статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрены права прокурора по участию в гражданском процессе в форме инициирования судопроизводства, а также дачи заключения по делу [2].

На практике часто возникают проблемы со второй формой участия — дачей заключения по делу. Такая ситуация вызвана слабым законодательным урегулированием, неясностью процессуально-правового значения и содержания, а также отсутствием единообразия в применении заключения прокурора по делам о лишении и ограничении родительских прав. По мнению автора, ключевой проблемой является отсутствие нормативно закрепленной дефиниции заключения прокурора и требований к его форме.

Рекомендуем прочесть:  Водомеры срок эксплуатации

Таким образом, заключение может быть дано в устной или письменной форме. Письменное заключение оглашается во время судебного заседания и приобщается к материалам рассматриваемого дела.

Устное заключение прокурора просто вносится в протокол судебного заседания. Считаем, что такой важный акт, как заключение прокурора не может не иметь требований к форме, т. к. в нем выражается отношение государства к правоотношениям, возникшим в результате рассмотрения дела о лишении и ограничении родительских прав.

А указание о заключении прокурора в одной лишь норме, а именно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, без его более детального описания, недостаточно для эффективного функционирования данного института.

Также отсутствуют требования к содержанию заключения прокурора, которое предопределяет цель участия прокурора в данной категории дел. Так, Р. В. Габеев выразил следующее мнение: «…содержание заключения прокурора должно отвечать требованиям, предъявляемым к содержанию решения суда.

В частности, оно должно содержать оценку требований истца и возражений ответчика; определение круга обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; указание на обстоятельства, установленные судом; нормы материального и процессуального права, подлежащие применению» [3; с. 50]. Перечисленные требования к содержанию заключения прокурора по делам о лишении и ограничении родительских прав вполне удовлетворяли бы цель участия прокурора в деле — обеспечение права на семью, материнство и детство, путем защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка, как самого незащищённого члена семьи. На следующую проблему, а именно — необязательность заключения прокурора при принятии решения судом, указывает Конституционный Суд Российской Федерации.

В своем определении от 25.02.2013 № 200-О суд отметил, что заключение прокурора не может предопределять позицию суда по конкретному делу, которая должна формироваться в результате установления фактических обстоятельств, а также беспристрастного, всестороннего и полного исследования всех материалов и доказательств, заслушивания мнений, доводов сторон и других лиц, участвующих в деле [4].

Как верно замечают О. А. Гуреева и А. Е. Скачкова: «Исходя из принципа независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному законодательству, заключение прокурора не является обязательным для суда и, как следствие, носит рекомендательный характер» [5; с. 118]. Однако, мнение прокурора, содержащееся в заключении, дает возможность суду точнее уяснить позицию представителя государства, воспринять его аргументацию, сопоставить с доводами сторон по делу и в полной мере сформировать свое внутреннее убеждение относительно оценки доказательств, круга установленных обстоятельств, обоснованности и правомерности заявленных требований по делам о лишении и ограничении родительских прав.
118]. Однако, мнение прокурора, содержащееся в заключении, дает возможность суду точнее уяснить позицию представителя государства, воспринять его аргументацию, сопоставить с доводами сторон по делу и в полной мере сформировать свое внутреннее убеждение относительно оценки доказательств, круга установленных обстоятельств, обоснованности и правомерности заявленных требований по делам о лишении и ограничении родительских прав.

Ю. Г. Насонов считает, что: «Вступление прокурора в процесс призвано содействовать суду в объективном рассмотрении социально значимых гражданских дел и вынесении законного и обоснованного решения. Задача прокурора — добиваться реального устранения нарушения закона и восстановления прав граждан, организаций, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в интересах которых поданы исковые заявления в суд» [6; с. 52]. Проанализировав существующие проблемы заключения прокурора по делам о лишении и ограничении родительских прав, можно прийти к выводу, что существование дефиниции заключения является важным для уточнения его процессуального содержания, для уяснения механизма взаимодействия прокурора и суда, а вместе с этим и роли прокурора, участвующего в судебном процессе.

Понятие заключения прокурора можно сформулировать, как основанное на правовой оценке фактических обстоятельств дела и внутреннем убеждении мотивированное мнение прокурора о том, как должно быть разрешено дело, выражаемое им в судебном заседании.

Фактически заключение прокурора является одним из эффективных средств гарантирования законности в сфере гражданского судопроизводства, так как оно способствует обеспечению полного, всестороннего и объективного исследования судом обстоятельств дела, в связи с чем необходимо внести дополнения в Гражданский процессуальный кодекс РФ, которыми определить понятие и обязательную письменную форму заключения прокурора по гражданским делам. Литература:

  • Габеев Р. В. Участие прокурора в гражданском процессе // Бюллетень Владикавказского института управления. 2006. № 17. С. 50–57.
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; СЗ РФ. 2020. № 15 (Часть I). Ст. 2037.
  • Гуреева О. А. Скачкова А. Е. Правовые основания и формы участия прокурора в современном гражданском судопроизводстве // Юридическая мысль. 2011. № 3 (65). С. 112–120.
  • Насонов Ю. Г. Правовой статус прокурора в гражданском и административном судопроизводстве // Вестник Академии Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. 2017. № 6 (62). С. 43–48.
  • Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 № 200-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хомякова Максима Александровича на нарушение его конституционных прав положением части третьей статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Судебные и нормативные акты. URL: http://sudact.ru/law/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-25022013-n_5/ (дата обращения: 06.06.2018).
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; СЗ РФ. 2020. № 1 (Часть I). ст. 22.

Комментарий к Ст. 70 Семейного кодекса РФ

1.

Комментируемая статья носит процессуальный характер, «пополняя» гражданско-процессуальное законодательство семейно-правовыми особенностями.

2. Дела о лишении родительских прав рассматриваются районным (городским) судом в порядке гражданского судопроизводства, по общим правилам подсудности (по месту жительства ответчиков), с обязательным участием в деле прокурора и органа опеки и попечительства. При одновременном заявлении требований о лишении родительских прав и взыскании алиментов истец вправе предъявить такой иск как по месту жительства ответчика, так и по месту своего жительства. По мнению Верховного Суда РФ, изложенному в Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденном Президиумом Верховного Совета РФ 20.07.2011, такая позиция наиболее согласуется с положениями ст.

28, 29 ГПК РФ, а также отвечает правам и интересам ребенка, включающим в себя и право быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства (ст. 57 СК РФ). Надлежащими истцами могут быть лишь лица и органы, указанные в п.

1 настоящей статьи, а также сам ребенок, достигший 14-летнего возраста (ст. 56 СК РФ). Другие лица, которым известно о нарушении прав ребенка (близкие родственники, соседи, учителя), не наделены таким правом, но в силу п.

3 ст. 56 СК РФ обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства или прокурору, которые принимают решение об обращении в суд. Ответчиками по данному делу являются родители (оба или только один из них).

Иные лица — усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, фактические воспитатели не могут быть лишены родительских прав. Поэтому в порядке подготовки дела к судебному разбирательству суды делают запросы в органы загса о направлении им копии актовой записи о рождении детей, в отношении родителей которых ставится вопрос о лишении родительских прав, поскольку наличие в деле только лишь копии свидетельства о рождении ребенка не позволяет с достоверностью установить основания, по которым произведена запись о родителях ребенка.

Кроме того, суд возлагает на орган опеки и попечительства обязанность по представлению актов обследования условий жизни родителей, а также лиц, претендующих на воспитание ребенка (если они намерены осуществлять опеку или попечительство либо стать приемными родителями), и заключения, составленные и утвержденные в установленном порядке, в которых должна быть указана позиция органа опеки и попечительства относительно судьбы заявленного иска с учетом интересов ребенка. 3. Пунктом 4 комментируемой статьи на суд возложена обязанность по уведомлению прокурора об обнаружении при рассмотрении дела о лишении родительских прав в действиях родителей (одного из них) признаков уголовно наказуемого деяния, в том числе: — вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК); — вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст.

151 УК); — неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст.

156 УК); — побои (ст. 116 УК), истязание ребенка (ст. 117 УК); — насильственные действия сексуального характера в отношении ребенка (ст. 132 УК) и др. Судебная практика. 1. Круг лиц, по заявлениям которых судами рассматриваются дела о лишении родительских прав, определен в п. 1 ст. 70 СК РФ. К ним относятся: один из родителей, независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком; лица, заменяющие родителей: усыновители, опекуны, попечители, приемные родители; прокурор; орган или учреждение, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками и др.).

1 ст. 70 СК РФ. К ним относятся: один из родителей, независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком; лица, заменяющие родителей: усыновители, опекуны, попечители, приемные родители; прокурор; орган или учреждение, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками и др.). При подготовке к судебному разбирательству дела о лишении родительских прав одного из родителей судье в целях защиты прав несовершеннолетнего и обеспечения надлежащих условий его дальнейшего воспитания, а также охраны прав родителя, не проживающего вместе с ребенком, необходимо в каждом случае извещать этого родителя о времени и месте судебного разбирательства и разъяснять, что он вправе заявить требование о передаче ему ребенка на воспитание (Постановление Пленума ВС РФ от 27.05.1998 N 10

«О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

).

См. также: Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв.

Президиумом ВС РФ 20.07.2011. 2. Свердловским областным судом в IV квартале 2013 г. проведено обобщение дел о лишении и ограничении родительских прав, рассмотренных в 2011 — 2013 гг., которое показало, что число удовлетворенных исков о лишении родительских прав в среднем составляет от 70 до 88%, но даже в случае отказа в иске суды либо предупреждают ответчиков о необходимости изменения своего отношения к воспитанию ребенка (детей), возлагая контроль на органы опеки и попечительства, либо ограничивают родителей-ответчиков в родительских правах при наличии оснований, предусмотренных ст.

73 СК РФ, если установлено наличие опасности для ребенка при оставлении его в семье. Суды выносят предупреждение в большинстве случаев отказа в иске о лишении родительских прав, поскольку при отсутствии такого предупреждения может сложиться впечатление о необоснованном предъявлении иска и правомерности действий ответчика, виновного в ненадлежащем исполнении своих родительских обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, не привлекавшегося ни к уголовной ответственности по ст.

156 или 157 УК РФ, ни к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ, не предупреждавшегося судебным приставом-исполнителем о возможности привлечения к уголовной ответственности по ст.

157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты алиментов, положительно характеризующегося в быту и на работе. Ушли в прошлое такие меры общественного воздействия, как обсуждение поведения родителей на общих собраниях трудового коллектива, партийных, комсомольских и профсоюзных собраниях, на заседаниях товарищеских судов.

Иногда хороший работник и неплохой семьянин является лицом, злостно уклоняющимся от уплаты алиментов на детей, родившихся в предыдущем браке, или внебрачных детей, в отношении которых установлено его отцовство; безразлично относящимся к их судьбе, не осуществляющим обязанности по воспитанию этих детей, не интересующимся их судьбой.

Органы опеки и попечительства в настоящее время получили статус органов исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации, не всегда тесно взаимодействуют с территориальными комиссиями и иными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

И очень часто до привлечения к участию в деле о лишении родительских прав орган опеки и попечительства вообще не имеет никакой информации о ситуации, сложившейся в той или иной семье. Поэтому в тех случаях, когда суд вынужден отказать в иске о лишении родительских прав, потому что иные меры воздействия к ответчику не применялись, ответчик свою вину признает, обещает изменить свое отношение к воспитанию и содержанию детей, судебное предупреждение является не только необходимой мерой воздействия на поведение виновного ответчика, но и основанием для возложения на орган опеки и попечительства контроля за исполнением родительских обязанностей ответчиком.

Эта мера применяется судами правильно как мера принудительного государственного (судебного) воздействия на поведение виновного родителя, и практически не было ни одного случая отмены в апелляционном порядке вынесенного судом предупреждения. Напротив, судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда о недостаточности оснований для лишения родительских прав ответчика (ответчиков), но усмотрев по материалам дела необходимость в их предупреждении, выносит такое предупреждение, дополняя резолютивную часть решения суда первой инстанции двумя абзацами о предупреждении ответчика и возложении контроля за его поведением на орган опеки и попечительства, оставляя при этом решение суда об отказе в иске о лишении ответчика родительских прав без изменения.

Напротив, судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда о недостаточности оснований для лишения родительских прав ответчика (ответчиков), но усмотрев по материалам дела необходимость в их предупреждении, выносит такое предупреждение, дополняя резолютивную часть решения суда первой инстанции двумя абзацами о предупреждении ответчика и возложении контроля за его поведением на орган опеки и попечительства, оставляя при этом решение суда об отказе в иске о лишении ответчика родительских прав без изменения.

Типичными фактическими основаниями лишения родительских прав в подавляющем большинстве дел являются: уклонение от воспитания и содержания ребенка, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов, злоупотребление спиртными напитками, наркотическими веществами, аморальный образ жизни.

Увеличилось число случаев отказа родителей забрать своего ребенка из детской организации (лечебной, образовательной, иной, в которой оказался ребенок), в том числе число дел, по которым иск о лишении родительских прав предъявлен только к матери, а не к обоим родителям, в том числе увеличилось число исков о лишении родительских прав одинокой матери. В большинстве случаев на момент принятия решения суда о лишении ответчиков родительских прав дети уже были изъяты из семьи (Справка Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда по результатам обобщения судебной практики по делам о лишении и ограничении родительских прав).

Специальная норма. Часть 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Приказы Генпрокуратуры РФ от 02.12.2003 N 51 и от 26.04.2012 N 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве».

Наука. Удельный вес удовлетворенных судами исков о лишении родительских прав является высоким. Ежегодно в России лишаются родительских прав более 30 тыс.

родителей. В.Кучеренко, А.Гагарский

Комментарий к ст. 70 СК РФ

1. Лишение родительских прав в соответствии с комментируемой статьей производится в судебном порядке.

В судебном процессе должны быть доказаны обстоятельства, бесспорно подтверждающие наличие вины родителя и факт того, что изменение поведения родителя в лучшую сторону невозможно.Дела назначаются к разбирательству в судебном заседании после получения от органов опеки и попечительства актов обследования условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка, составленных и утвержденных в установленном порядке.При подготовке к судебному разбирательству дела о лишении родительских прав одного из родителей судье в целях защиты прав несовершеннолетнего и обеспечения надлежащих условий его дальнейшего воспитания, а также охраны прав другого родителя, не проживающего вместе с ребенком, необходимо в каждом случае извещать этого родителя о времени и месте судебного разбирательства и разъяснять, что он вправе заявить требование о передаче ему ребенка на воспитание (п.

2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10

«О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

).В отношении хронического алкоголизма и наркомании Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г.

N 10

«О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

в п.

11 по данному поводу указывает, что хронический алкоголизм или заболевание родителей наркоманией должны быть подтверждены соответствующим медицинском заключением.Если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора.Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей. В п. 1 комментируемой статьи дан примерный перечень таких организаций.Другие лица, которым стало известно о нарушении прав ребенка (родственники, соседи и др.), не наделены таким правом, но в силу п. 3 ст. 56 СК (см. комментарий к нему) обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства или прокурору, которые принимают решение об обращении в суд.Если требование о лишении родительских прав предъявляется только одному из родителей, то суд должен выяснить, где находится другой родитель, и привлечь его к участию в деле.2.

Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. Другие заинтересованные лица могут только обратиться с заявлением в органы опеки и попечительства либо к прокурору, которые решают вопрос, обоснованно ли такое заявление и в зависимости от этого — следует ли обращаться в суд.3. Одновременно с рассмотрением дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав.4.

В п. 4 комментируемой статьи говорится об обязанности суда информировать прокурора в случае обнаружения в действиях родителей (одного из них) признаков уголовно наказуемого деяния. Очевидно, законодатель имел в виду любое уголовно наказуемое деяние, однако чаще всего речь идет о следующих преступлениях:- вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК);- вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст.

151 УК);- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК);- побои (ст. 116 УК), истязание ребенка (ст.

117 УК);- насильственные действия сексуального характера в отношении ребенка (ст. 132 УК).5. Лишение родительских прав относится к числу юридических фактов, которые подлежат регистрации в органах загса.

В связи с этим в п. 5 комментируемой статьи установлено правило, согласно которому суд в трехдневный срок с момента, когда соответствующее решение вступило в законную силу, обязан направить выписку из него в орган загса.

Автор Email Введите сумму 10 + 6

Комментарий к Ст. 70 СК РФ

1. Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности, применяемой в семейном праве, и допускается исключительно в судебном порядке в рамках искового производства (подразд.

II разд. II ГПК). Перечень лиц, которые могут подать заявление о лишении родительских прав, дан в п. 1 комментируемой статьи и конкретизирован п.

9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10

«О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

. К указанным лицам относятся: — один из родителей независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком; — лица, заменяющие родителей: усыновители, опекуны, попечитель, приемные родители; — прокурор; — орган или организации, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками и др.).

В судебной практике возникал вопрос: вправе ли Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации обратиться в суд в интересах несовершеннолетнего гражданина с заявлением о лишении одного из родителей родительских прав, когда такое полномочие определено в законе субъекта Федерации?

Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. Пунктом 1 комментируемой статьи предусмотрено, что дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.).

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим.

Однако находится в исключительном ведении Российской Федерации (). , Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, а порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи — также Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».

Следовательно, с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц может быть установлено только федеральным законом. Закон субъекта Российской Федерации не относится к нормативным правовым актам, регулирующим порядок гражданского судопроизводства, и поэтому не может предоставить право Уполномоченному по правам ребенка в субъекте Федерации обратиться в суд в интересах несовершеннолетнего гражданина с заявлением о лишении одного из родителей родительских прав. Таким образом, действующее процессуальное законодательство исключает возможность обращения Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Федерации в суд в интересах несовершеннолетнего гражданина с заявлением о лишении одного из родителей родительских прав (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2004 г.

(по гражданским делам), утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 октября 2004 г.). 2. Участие прокурора и органов опеки и попечительства является обязательным независимо от того, подали они заявление о лишении родительских прав или нет.

Однако согласно неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела. Правовое положение прокурора в процессе определяется прежде всего ст.

45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

3. Разрешение споров о лишении родительских прав осуществляется судом на основании акта обследования условий жизни ребенка и заключения со всеми собранными по делу доказательствами. К таким доказательствам относятся показания свидетелей, заключение эксперта (например, об освидетельствовании ребенка в целях установления факта нанесения ему телесных повреждений), письменные доказательства (приговор суда по делу о злостном уклонении от уплаты алиментов) и др.

4. Пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 содержит разъяснения относительно подготовки дела о лишении родительских прав к судебному разбирательству.

При подготовке к судебному разбирательству дела о лишении родительских прав одного из родителей судье в целях защиты прав несовершеннолетнего и обеспечения надлежащих условий его дальнейшего воспитания, а также охраны прав родителя, не проживающего вместе с ребенком, необходимо в каждом случае извещать этого родителя о времени и месте судебного разбирательства и разъяснять, что он вправе заявить требование о передаче ему ребенка на воспитание.

С момента принятия судом заявления о лишении родительских прав в отношении ответчика могут быть применены обеспечительные меры, в частности отобрание ребенка у этого родителя. Дела о лишении родительских прав рассматриваются районными судами (п. 4 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК). Территориальная подсудность определяется местом жительства ответчика.

В случае если место нахождения ответчика неизвестно, суд объявляет розыск. Согласно ст. 50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно. Государственная пошлина по искам о лишении родительских прав как искам неимущественного характера составляет 100 рублей для физических лиц.

В ходе рассмотрения дела суд вправе в соответствии со ст. 184 ГПК РФ произвести осмотр на месте (по месту жительства ребенка (детей), ответчика) и непосредственно ознакомиться с условиями жизни ребенка. В том случае, если ребенок родителя, в отношении которого подано заявление, достиг 10 лет, то его мнение может быть учтено судом.

Однако согласия ребенка на лишение родительских прав не требуется. 5. В решении суда о лишении родительских прав должно быть указано, кому передается ребенок на воспитание: другому родителю, органу опеки и попечительства или опекуну (попечителю), если он уже назначен в установленном порядке. В случае если невозможно передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей, когда опекун (попечитель) еще не назначен, ребенок передается судом на попечение органа опеки и попечительства.

При этом необходимо иметь в виду, что передача ребенка на воспитание родственникам и другим лицам допускается только в случае, когда эти лица назначены его опекунами или попечителями. При передаче ребенка на попечение органов опеки и попечительства (п. 5 ст. 71, ст. 121 СК) суду не следует решать вопрос о том, как должна быть определена этими органами судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т.п.), поскольку выбор способа устройства детей относится к компетенции указанных выше органов.

Выписка из решения суда о лишении родительских прав в течение трех дней со дня вступления его в законную силу в соответствии с п.

5 ст. 70 СК РФ должна быть направлена судом в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10). Навигация по записям

Роль прокурора в процессе по лишению родительских прав

Главная » Помощь в семейных спорах

Помощь в семейных спорах На чтение 2 мин.

Просмотров 48 Опубликовано 23.05.2019 Процессы по лишению родительских прав затрагивают интересы самых незащищенных и несамостоятельных с точки зрения права субъектов – детей. Именно поэтому такие дела всегда рассматриваются только судом и при обязательном участии прокурора.

Полномочия этого государственного деятеля в таких спорах довольно широки.

Но главной его задачей является контроль за соблюдением законности при рассмотрении судебного дела. С этой целью прокурор может давать свое заключение относительно позиции каждого из участников спора, задавать им вопросы, представлять свои доказательства и заявлять ходатайства, способствующие более полному и объективному рассмотрению дела. Если в таких делах участвует семейный адвокат, необязательно представитель прокуратуры будет его ярым противником.

Прокурор обязан сформировать свое объективное мнение о целесообразности иска и его обоснованности. Не секрет, что такие иски иногда подаются от лица женщины, которая по тем или иным причинам хочет ограничить общение ребенка с отцом. В таких ситуациях прокурор может возражать против принятия подобного решения или выразить согласие только на ограничение лица в родительских правах.

Чуть реже в практике встречаются случаи, когда прокурор выступает истцом в делах о лишении родительских прав. Возможно это, если заинтересованное лицо в силу различных обстоятельств не может подать такое заявление самостоятельно – например, у ребенка отсутствуют близкие родственники, кроме родителя, в отношении которого подан иск.

В таких ситуациях полномочия представителя государственной власти расширяются, поскольку он, как инициатор процесса, должен обосновать свою позицию перед судом и опровергнуть доводы ответчика. Несмотря на то, что лишение родительских прав – исключительное правомочие суда, роль прокурора в таких процессах очень велика. Он оценивает позицию каждой из сторон спора и выражает свое мнение относительно заключения, данного органом опеки.

Выступление прокурора в ходе слушания дела отражается не только в протоколе судебного заседания, но и в решении суда. При вынесении судебного акта мнение представителя прокуратуры учитывается судом наравне с другими обстоятельствами дела, но не имеет обязательной силы. Суд в своем решении только указывает, какие доводы прокурора он отверг и по каким причинам, а какие были приняты во внимание.

Что считается уклонением от выполнения родительских обязанностей

Уклонением от выполнения обязанностей родителя в форме неучастия в жизни ребенка обычно считают ситуацию, когда отец или мать в течение как минимум полугода без уважительных причин отсутствуют в жизни бывшей семьи и не платят алименты.Обвинение в неучастии в жизни ребенка не должно быть голословным.

При направлении в суд заявления понадобятся любые документы, которые это подтверждают. Прежде всего — документальные доказательства неуплаты алиментов, которые можно получить у судебных приставов.Также помогут показания независимых свидетелей, которые подтвердят, что отец или мать в последние полгода никак не проявляли себя.При этом если родители формально находятся в браке, юристы советуют начать с решения вопроса о том, сохраняется ли брак или расторгается.

Также стоит сначала запустить процедуру розыска должника.


proffbuhuslugi.ru © 2020
Наверх