Главная - Предпринимательское право - Земли водного фонда правовой режим 2019

Земли водного фонда правовой режим 2019


Наши компетенции


Наша команда предлагает бесплатные юридические консультации по всем отраслям права. Статьи и публикации на сайте представлены от профессиональных и квалифицированных юристов с огромным опытом и стажем работы. Copyright © 2019 Юристы Онлайн.

Бесплатные юридические консультации онлайн. Все права защищены. Связаться с нами | Карта сайта | Политика конфиденциальности

Форум кадастровых инженеров

Согласно ст. 7 Водного кодекса РФ объектом водных отношений является водный объект или его часть.

Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.

Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект. Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Ст. 102. Земли водного фонда.

1. К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. 2. могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований. 3. Для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель.

4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК и водным законодательством.

Продажа, залог и совершение других сделок, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. Ст. 23 Водного кодекса РФ предусмотрено, что участниками водных отношений являются РФ, ее субъекты, муниципальные образования и водопользователи. Водопользователями могут быть граждане и юридические лица.

Водопользователь — гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Для собственных нужд водопользователь-гражданин вправе свободно использовать водные объекты, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ.

Водопользователь – юридическое лицо вправе использовать водный объект только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено Водным кодексом РФ. В РФ, как это предусмотрено ст.

34 Водного кодекса РФ, устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не установлено Водным кодексом. Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью.

Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности (на водные объекты, принадлежащие на праве собственности РФ) и собственности субъектов РФ (на водные объекты, принадлежащие на праве собственности субъектам РФ). Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передачи в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.

В федеральной собственности находятся: – поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов РФ; – подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ; – водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ; — водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; — трансграничные (пограничные) водные объекты; — внутренние морские воды; — территориальное море РФ (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль); — водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий; — водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения; — иные особо охраняемые водные объекты федерального значения. В собственности субъектов РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены на территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности.

Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Право муниципальной собственности на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью. В муниципальной собственности находятся водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд.

В муниципальной собственности находятся водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.

Право собственности граждан и юридических лиц на обособленные водные объекты. В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) – небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством РФ.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты: – право долгосрочного пользования; – право краткосрочного пользования; — право ограниченного пользования (водный сервитут). Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.Право краткосрочного водопользования устанавливается на срок до трех лет, а право долгосрочного водопользования – от трех до двадцати пяти лет. Право ограниченного пользования водным объектом выступает в двух видах: публичного и частного водных сервитутов.

Публичным сервитутом является право каждого пользоваться водным объектом общего пользования и иными водными объектами если иное не предусмотрено законодательством РФ. В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный сервитут).

Общим водопользованием признается использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Читайте статью про .

  1. ,
  1. 0
  2. 26 января 2010, 21:10

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Глава 12. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА.

Статья 58. Состав земель водного фонда. 1. К землям водного фонда относятся земли, занятые: а) морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, а также островами, не занятыми лесами; б) прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов, кроме земель, занятых лесами; в) гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода для них; г) береговыми полосами водных путей.

2. Для создания благоприятного режима водных объектов вдоль морей, вокруг озер, водохранилищ и других водоемов устанавливаются водоохранные зоны, размеры которых определяются по проектам землеустройства.

(В ред. Закона Украины от 8 февраля 2006 г.

№ 3404-1У) Статья 59. Право на земли водного фонда. 1. Земли водного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

2. Гражданам и юридическим лицам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут бесплатно передаваться в собственность замкнутые природные водоемы (общей площадью до 3 гектаров). Собственники на своих земельных участках могут в установленном порядке создавать рыбохозяйственные, противоэрозийные и другие искусственные водоемы. 3. Государственным водохозяйственным организациям по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование земли водного фонда для ухода за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей, гидротехническими сооружениями и т.

п. 4. Гражданам и юридическим лицам органами исполнительной власти или органами местного самоуправления из земель водного фонда могут передаваться на условиях аренды земельные участки прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей, а также озера, водохранилища, другие водоемы, болота и острова для сенокошения, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т. п. 5. Использование земельных участков водного фонда для рыболовства осуществляется с согласия их собственников или по согласованию с землепользователями.

Статья 60. Прибрежные защитные полосы.1.

Вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов в целях охраны поверхностных водных объектов от загрязнения и засорения и сохранения их водности в границах водоохранных зон выделяются земельные участки под прибрежные защитные полосы. 2. Прибрежные защитные полосы устанавливаются по берегам рек и вокруг водоемов вдоль уреза воды (в меженный период) шириной: а) для малых рек, ручьев и ручейков, а также прудов площадью менее 3 гектаров — 25 метров; б) для средних рек, водохранилищ на них, водоемов, а также прудов площадью более 3 гектаров — 50 метров; в) для больших рек, водохранилищ на них и озер — 100 метров.

При крутизне склонов более трех градусов минимальная ширина прибрежной защитной полосы удваивается. 3. Размер и границы прибрежной защитной полосы вдоль морей и вокруг морских заливов и лиманов устанавливаются по проектам землеустройства, а в пределах населенных пунктов — с учетом градостроительной документации. Статья 61. Ограничения в использовании земельных участков прибрежных защитных полос вдоль рек, вокруг водоемов и на островах.

1. Прибрежные защитные полосы являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности. 2. В прибрежных защитных полосах вдоль рек, вокруг водоемов и на островах запрещается: а) распашка земель (кроме подготовки почвы для залу-жения и облесения), а также садоводство и огородничество; б) хранение и применение пестицидов и удобрений; в) обустройство летних лагерей для скота;г) строительство любых сооружений (кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных), в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей; г) устройство свалок мусора, навозохранилищ, накопителей жидких и твердых отходов производства, кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации и т.

п.; д) мойка и обслуживание транспортных средств и техники. 3. Объекты, находящиеся в прибрежной защитной полосе, могут эксплуатироваться, если при этом не нарушается ее режим.

Не пригодные для эксплуатации сооружения, а также не соответствующие установленным режимам хозяйствования, подлежат выносу с прибрежных защитных полос. 4. Режим хозяйственной деятельности на земельных участках прибрежных защитных полос вдоль рек, вокруг водоемов и на островах устанавливается законом.

4. Режим хозяйственной деятельности на земельных участках прибрежных защитных полос вдоль рек, вокруг водоемов и на островах устанавливается законом. Статья 62. Ограничения в использовании земельных участков прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах. 1. В прибрежных защитных полосах вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах запрещается: а) устройство полигонов бытовых и промышленных отходов и накопителей сточных вод; б) устройство выгребов для накопления хозяйственно-бытовых сточных вод объемом более 1 кубического метра в сутки; в) устройство полей фильтрации и создание других сооружений для приема и обеззараживания жидких отходов; г) применение сильнодействующих пестицидов.

2. Режим хозяйственной деятельности на земельных участках прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах устанавливается законом.

Порядок использования земель водного фонда

Земельное и водное законодательство устанавливает правовой режим земель водного фонда.

Исходя из того, что оба правовых режима относительно водных объектов и земель, на которых они находятся, тесно связаны между собой, земли водного фонда выделены в независимую группу. Отличительной особенностью порядка пользования земель водного фонда, заключается в том, что их главная хозяйственная функция – это «обслуживание» использования водных объектов.

К землям водного фонда, также имеют отношение приводоемные участки, такие как:

  1. территории на которых находятся водозаборные, портовые и гидротехнические сооружения и т.д.
  2. зоны рыбного и охотничьего хозяйства;
  3. водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы;
  4. земли, на территории которых находятся объекты водоснабжения;

Существует множество вариантов эксплуатации водоемов: они служат основным ресурсом питьевой воды; рыбохозяйственной зоной; местом для купания людей; судоходным водоемом; средством лесосплава и т.п.

Многоаспектность их использования приводит к действию, на территории земель водного фонда, сводного правового режима, который устанавливают различные нормативно-правовые акты. Особое внимание следует уделить кодексу внутреннего водного транспорта РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире» и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Основываясь на вышеперечисленных документах выходит, что порядок использования земель водного фонда обусловливается правовым режимом водных объектов, которые на них находятся, а это:

  1. экологическая обстановка, которая образовалась в месте его нахождения. Это говорит о том, что законодательство может ограничить или прекратить использование водоема, если место его расположения признано зоной экологического бедствия;
  2. цели, с которыми используется водоем. В этом случае получается, что водоем рассчитанный для питьевого назначения будет контролироваться правилами пользования санитарной охраны. Тогда как в отношении рыбохозяйственных водоемов устанавливается правовой режим охраны рыбных запасов и лимит хозяйственной деятельности, которая оказывает негативное влияние на их состояние. Что касается водоема, отведенного под место для купания, то здесь устанавливаются нормы, сдерживающие деятельность хозяйственных предприятий, которые сбрасывают сточные воды в этот водоем;
  3. правовой статус субъектов землепо льзования. Таким образом, при заборах воды сельскохозяйственными предприятими, которые используют водоем для употребления в питье, процедура производится в порядке с утвержденными проектами водозаборных сооружений, основываясь на договорах о водопользовании или решениях о предоставлении водоемов в пользование.

Земли водного фонда: целевое назначение

Основным целевым назначением земель, отнесенных к водному фонду, являеься строительство и эксплуатация сооружений, которые обеспечивают нужды всего населения: питьевые, бытовые, оздоровительные и прочие, а также потребности государства и общества в различных сферах (сельскохозяйственной, водохозяйственной, природоохранной, промышленной, рыбохозяйственной, энергетической, транспортной и т.

п.). Право владения землей, отнесенной к водному фонду, имеет прямое подчинение праву владения на конкретный водный объект.

Проще говоря, землями, включенными в водный фонд, владеют те, кому принадлежит непосредственно водный объект.

Водный кодекс РФ предусматривает государственное, муниципальное и частное право владения водными объектами. Чтобы обеспечить охрану источников, отнесенных к водоснабжению для хозяйственных и питьевых потребностей, должны быть обеспечены охранные зоны, в чьих рамках должен быть введен особенной режим правовой эксплуатации земель.

Зоной водоохраны называют территорию, которая примыкает к водной акватории, где вводится охранный и спецрежим эксплуатации ресурсов и выполнения другой хоз. деятельности (статья 111 Водного кодекса Российской Федерации).

Зоны водоохранного значения устанавливают в целях поддержки объектов в положении, которое полостью соответствует всем требования экологии, и для сохранности естественной среды, где обитают представители флоры и фауны. В водоохранных чертах устанавливают защитные береговые линии, где вводится запрет на распашку земель, корчевку и рубку лесов, расположение лагерей и ферм животноводческого направления и другой деятельности, кроме случаев, которые предусмотрены Водным кодексом Российской Федерации. Среди основных средств правовой охраны от вредоносных факторов, можно выделить установку санитарных охранных зон водоснабжающих источников.

Основная цель, для которой создается и обеспечивается охранный режим в зоне, — это активное противостояние возникновениям возможных загрязнений на объектах, отвечающих за водоснабжение водопроводных сооружений и территории, где они размещены. Охраняемые зоны разделены на три пояса.

Первый – строгого режима: состоит из территории, где располагается водоразбор, участков где размещены все водопроводные сооружения и каналы. Единственное его предназначение – обеспечение защиты водоразборного центра и отнесенных к нему сооружений от случаев возникновения загрязнений или повреждений.

Под вторым и третьим поясом (поясами ограничений) подразумевают территории, предназначенные для активного предупреждения возможных загрязнений водных источников. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.

Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам: +7 (499) 703-47-59 Москва, Московская область +7 (812) 309-16-93 Санкт-Петербург, Ленинградская область 8 (800) 511-69-42 Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)! Была ли Запись полезна? 10 из 13 читателей считают Запись полезной. Поделиться: × Рекомендуем посмотреть Рубрики

  1. (1 044)

О недвижимости простыми словами Контакты РФ, Удмуртская Республика, г.

Ижевск ул. Холмогорова 59 ТЦ «7 дней», офис 231, Интернет издательство «МАВИ», индекс 426011 © Copyright 2019, .

Все права защищены.

Комментарий к Статье 102 ЗК РФ

К землям водного фонда комментируемая статья относит земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Согласно ч. 4 ст. 1 ВК РФ под водным объектом следует понимать природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, который имеет характерные формы и признаки водного режима.

Помимо норм ЗК правовой режим земель водного фонда устанавливается и положениями водного законодательства (п.

4 ст. 102 ЗК). В соответствии со ст. 2 ВК РФ водное законодательство состоит из ВК РФ, других федеральных законов, законов субъектов РФ, нормы которых регулируют отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения). Согласно ч. 2 ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется: для моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива; для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; для пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды; для болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством РФ о недрах. Вопрос определения границ водных объектов, гидравлической связи с другими водными объектами не является праздным и усугубляется нахождением связанных водных объектов в собственности различных органов власти различных уровней.

Вопрос определения границ водных объектов, гидравлической связи с другими водными объектами не является праздным и усугубляется нахождением связанных водных объектов в собственности различных органов власти различных уровней. В ходе судебного рассмотрения дел, связанных с землями водных объектов, такие вопросы постоянно возникают .

——————————— Постановление ФАС СКО от 17.10.2012 по делу N А63-8028/2011; Постановление ФАС ЦО от 23.07.2012 по делу N А08-4538/2011; Постановление ФАС СКО от 08.06.2012 по делу N А15-2594/2009. Критерии разграничения права собственности на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, установлены в ст.

7 Федерального закона от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» . Так, земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью РФ, если указанные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

——————————— СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380. По общему правилу поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса), согласно ч. 6 ст. 6 ВК РФ, предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 километров, у которых береговая полоса составляет 5 метров.

Согласно п. 2 комментируемой статьи запрещается формирование и образование земельных участков из земель, покрытых поверхностными водами. Согласно правовой позиции ВАС РФ ввиду того, что в соответствии с водные объекты не относятся к недвижимому имуществу, формирование и образование земельного участка из земель, покрытых поверхностными водами, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества не допускается. ——————————— Определение ВАС РФ от 12.12.2013 N ВАС-15137/13 по делу N А55-17214/2012 // .

По данным Государственного доклада Минприроды России «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году; земли водного фонда составляют 1,6% (28,0 млн. га) от общего объема земельного фонда РФ.

Как происходит перевод земель?

Перевод земель в водный фонд или наоборот из водного фонда в другую категорию земель регламентирован ФЗ № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Перевод земель водного фонда в другую категорию земель по ст. 12 ФЗ допускается только:

  • При прекращении существования водных объектов.
  • При размещении на данной территории объектов государственного или муниципального значения при отсутствии для этого другой земли.
  • При создании особо охраняемых природных территорий.
  • При установлении или изменении границ земельного участка.

Прекращение существования водного объекта может быть при изменении русла реки, при изменении границ месторасположения. Перевести землю другой категории в земли водного фонда можно, если:

  1. земля занята водным объектом;
  2. меняются русла рек или границы расположения водных объектов.
  3. осуществляется строительство искусственного водного объекта или обслуживающего его сооружения;

Перевод земли из одной категории в другую обязательно должен быть документально оформлен.

18.1. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда

Страница 1 из 5 К землям водного фонда относят земли, занятые водными объекта­ми, а также земли водоохранных зон, водных объектов, выделяемые под полосы отвода гидротехнических, водохозяйственных и иных сооруже­ний, необходимых для использования водных объектов. В соответствии со ст. 102 ЗК РФ земли водного фонда могут ис­пользоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспе­чивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, энергетических, приро­доохранных, промышленных, рыбохозяйств’енных, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установ­ленных требований. Земля — важнейшая часть окружающей среды.

Она является про­странственно-операционным базисом всех находящихся на ней как ес­тественных, так и искусственных предметов материального мира. В том числе на ней располагается вода.

Вообще вода — это химическое со­единение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода, находящаяся в жидком состоянии, по­крывает почти 3/4поверхности земли. Вода появилась много миллионов лет назад, в ней зародилась жизнь.

Это, можно сказать, второй после земли компонент окружающей природной среды. Вода играет и будет играть важнейшую роль в жизни общества, без нее невозможно существование животного и растительного мира.

Поэтому крайне необходима разработка вопросов рационального ис­пользования и охраны воды как основы всего живого. Вода является важнейшим компонентом окружающей среды, возоб­новляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, использу­ется и охраняется в Российской Федерации как основа жизнедеятель­ности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам тер­риториях, обеспечивает’ экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Вода является важнейшим компонентом окружающей среды, возоб­новляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, использу­ется и охраняется в Российской Федерации как основа жизнедеятель­ности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам тер­риториях, обеспечивает’ экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Впервые земли водного фонда в самостоятельную категорию выдели­ли Основы земельного законодательства в 1968 г. В настоящее время под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории РФ, включенных или подлежащих включению в Государствен­ный водный кадастр РФ (ст.

1 ВК РФ от 16.И .1995 № 167-ФЗ (в ред. от 24.12.2002)1)- Водные объекты — основа жизни и деятельности народов, прожи­вающих на соответствующей территории.

В силу чего земли водного фонда выделены в самостоятельную категорию.

Водным объектом является сосредоточение вод на поверхно­сти суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты классифицируются по следующим основа­ниям:

  1. по субъектам пользования.
  2. по отношению к территории государства;
  3. по отношению к поверхности земли;

По первому основанию водные объекты делятся на: • поверхностные водные объекты — постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, име­ющее границы, объем и черты водного режима, которые в свою оче­редь подразделяются на:

  1. ледники и снежники;
  2. поверхностные водотоки и водохранилища на них (реки, ручьи, каналы);
  3. поверхностные водоемы (озера, водохранилища, болота и пруды);

• подземные водные объекты — сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К ним относятся:

  1. месторождение подземных вод;
  2. бассейн подземных вод;
  3. водоносный горизонт;
  4. естественный выход подземных вод.

По второму основанию водные объекты можно разделить на: • внутренние морские воды — морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации; территориальное море РФ — прибрежные морские воды шири­ной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами между­народного права и законодательством РФ.

По третьему основанию водные объекты подразделяются на:

  1. водные объекты особого пользования — объекты, которыми пользуется ограниченный круг лиц.
  2. водные объекты общего пользования — водные объекты, нахо­дящиеся в общедоступном, открытом пользовании;

В особую группу выделяются трансграничные (пограничные) вод­ные объекты, под которыми понимаются поверхностные и подземные водные объекты, обозначающие, пересекающие границу между двумя или более иностранными государствами или по которым пролегает Государственная граница Российской Федерации. ВК РФ определяет, что объектом водных отношений является вод­ный объект или его часть.

Водный объект — это сосредоточение вод на поверхностисуши в пределах ее рельефа либо в недрах, имеющих границы и черты водного режима. Поверхностные воды и земли, покрытые ими или сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.

Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект. В силу недвижи­мости земли правовой режим водных объектов регулируется водным законодательством.

Так как он тесно переплетается с правовым ре­жимом земель, на которых находятся водные объекты, то они и опре­деляют правовой режим этих земель. Главной составной частью земель водного фонда являются водопо-крытые земли, т.е. земли, покрытые водой относительно устойчиво: веч­но или ббльшую часть года.

Примером может служить дно и берега прудов.

К числу вышеназванных земель нельзя отнести земли, покрыва­ющиеся водой на короткие промежутки времени. Например, весной в лощине собирается вода, которая затем высыхает в силу объективных и субъективных причин.

К водным объектам относятся:

  1. гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водо­носные горизонты и естественные выходы подземных вод, в том чис­ле термальных;
  2. внутренние морские воды и территориальное море РФ. Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежат регистрации в государственном водном кадастре. Этот фонд находится под защитой и охраной государства.
  3. реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и Другие поверхностные и искусственные водотоки и водоемы;
  4. ледники и снежники;

Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежат уче­ту и регистрации в государственном водном кадастре. ВК РФ опреде­ляет, что государственный учет поверхностных и подземных вод пред­ставляет собой систематическое определение и фиксацию в установлен­ном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.

Государственный учет вод осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Государственный водный кадастр представляет собой свод дан­ных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр ве­дется в Российской Федерации по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.

Следует отметить, что водное законодательство РФ регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов.

Отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету дан­ного регулирования. Отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским законодательством, санитар­ным и иным законодательством РФ.

Отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским законодательством, санитар­ным и иным законодательством РФ. Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и живот­ного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов. Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регламентируются водным законодательством.

Приведенные выше отношения в области использования и охра­ны водных объектов регулируются в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оп­тимальных условий водопользования, качества поверхностных и подзем­ных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требо­ваниям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истоще­ния; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем. К землям водного фонда относят территории, занятые водными объектами, гидротехническими и другими водохозяйственными соору­жениями, а также земли, выделенные под полосы отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Таким об­разом, земли водного фонда можно разделить на две категории: непо­средственно покрытые водой и прилегающие к водоемам, предна­значенные для использования и охраны вод.

Они используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлет­ворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздорови­тельных и Других потребностей населения, а также водохозяйствен­ных, сельскохозяйственных, природоохранных,- промышленных, рыбохо-зяйственных, энергетических, транспортных и иных общественных потребностей. Для охраны природы (источников водоснабжения) и производствен­ных водных объектов, требующих специальной санитарной защиты, а также для обеспечения защиты населения от негативного воздействия промышленных, транспортных и других объектов в соответствии с за­конодательством устанавливаются санитарные зоны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель. Порядок использования, т.е. правовой режим земель водного фон­да, определяется ЗК РФ и ВК РФ1.

На федеральном уровне действует также Федеральный закон от 06.05.1998 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (в ред. от 24.12.2002)2. Не входят в состав водного фонда замкнутые, небольшие по пло­щади и непроточные водоемы искусственного происхождения на зе­мельных участках, находящихся в собственности юридических или физических лиц, а также пресные подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, если он не является и не может являть­ся источником централизованного водоснабжения. Необходимо, чтобы эти водоемы не имели гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

Включение водных объектов в состав водного фонда и исключение из него проводятся в порядке, установленном водным законодательством. В силу того что правовой режим водных объектов, урегулирован­ный водным законодательством, тесно переплетен с правовым режимом земель, на которых расположены эти водные объекты, земли водного фонда выделены в самостоятельную категорию.

Правовой режим земель водного фонда имеет специфическую осо­бенность, обусловленную их основным хозяйственным назначением. Помимо водопокрытых в категорию земель водного фонда входят приводоемные земельные участки: береговые полосы вдоль внутрен­них водных путей; полосы отвода каналов и водоемов; прилегающие к водоемам земельные участки, занятые гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями и устройствами и т.п.1 Последняя группа земель выполняет обслуживающую по отноше­нию к водоемам роль и зависит от них. В связи с тем что водоемы играют разнообразную роль в жизни человека и общества, использование их может быть урегулировано многоаспектно: в качестве источника получения питьевой воды; в качестве рыбохозяйственного водоема; в качестве водоема для купа­ния людей; в качестве судоходного водоема; в качестве средства ле­сосплава и т.п.

В силу этого на землях водного фонда может действовать сводный правовой режим, предусмотренный различными нормативно-правовы­ми актами: положениями об охране рыбных запасов; уставами о внут­реннем водном транспорте; законом об охране и использовании живот­ного мира; законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др. Анализируя этот конгломерат нормативно-правовых актов, можно сделать вывод о том, что земли водного фонда имеют правовой режим, обусловленный правовым режимом расположенных на них водных объектов: • целевым назначением водоемов.

Так, если водоем используется для получения вод питьевого назначения, то вокруг него устанавливаются соответствующие округа санитарной охраны; если он исполь­зуется в качестве рыбохозяйственного, то на прибрежных полосах его действует правовой режим охраны рыбных запасов, ограничения хо­зяйственной деятельности, оказывающей отрицательное влияние на состояние рыбных запасов; если водоем решено использовать в каче­стве места для купания, то вводятся определенные ограничения на деятельность хозяйственных предприятий, сбрасывающих сточные воды в этот водоем, и т.п.; • экологической обстановкой, сложившейся в месте нахождения его. Так, если данная местность оказалась объявленной зоной чрезвы­чайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия, то могут быть ограничены и даже прекращены все виды природопользова­ния, в том числе использование данного водоема {ст. 58, 59 Федераль­ного закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1);• правовым статусом субъектовземлепользования.Так, забор воды сельскохозяйственным предприятием, использующим водный объект для питьевых нужд в порядке централизованного водоснабже­ния, производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами водозаборных сооружений и лицензиями на водо­пользование.

Перечисленное присуще общему правовому режиму земель водно­го фонда. Однако наряду с общим действует специальный правовой режим, обусловленный особым целевым назначением конкретно выде­ленной в пользование земли водного фонда или конкретно выделен­ного водоема. Например, предоставление водоема для нужд сельского хозяйства порождает обязанности предотвратить попадание воды в мелиоратив­ные системы из источников водозабора и создавать благоприятный режим почвенной влаги; при использовании водоема для нужд энер­гетики предприятия, эксплуатирующие на водоемах гидротехнические сооружения, обязаны обеспечить режим наполнения и сработки водо­хранилищ, установленный с учетом всех водопользователей, находящих­ся в зоне влияния водохранилищ; при предоставлении водоема пре­имущественно для рыбохозяиственнои деятельности права других во­допользователей, кроме питьевого водоснабжения, могут быть ограничены в интересах рыбного хозяйства.

Кроме того, специальный правовой режим земель водного фонда обус­ловлен естественным взаимодействием природных объектов, наклады­вающим отпечаток на правовое регулирование данной категории земель. Так, естественная подпитка и охрана водоемов осуществляются через водоохранные леса, а поэтому режим хозяйственной деятельно­сти в лесах водоохранных зон направлен на сохранение природных свойств водных объектов.

Иначе говоря, использование земель водно­го фонда осуществляется в комплексе через водопользование и лесо­пользование.

В отличие от иных природных объектов водоемы далеко не все­гда могут использоваться в локальном порядке. Некоторые водные объекты (особенно реки) могут располагаться в пределах нескольких субъектов РФ или даже нескольких государств. Однако реки, по об­щему правилу, представляют собой и физико-географическое, и хозяй­ственное единство.

Использование водного объекта в одном месте (на­пример, использование реки в ее верховье) может существенно отра­зиться на ее состоянии в целом. Поэтому в использовании водоемов традиционно сложился бассейновый принцип регулирования водных отношений. Например, структурными подразделениями Министерства природных ресурсов РФ являются бассейновые водохозяйственные уп­равления и территориальные органы управления водным хозяйством.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, при­мыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать вод­ные объекты для своих нужд только в той мере, в какой это не нару­шает права и законные интересы других лиц.

Пользователи земельными участками, примыкающими к поверхно­стным водным объектам, не должны препятствовать использованию и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

На подзаконном уровне принят ряд нормативных актов, которые также определяют порядок использования земель водного фонда.

К ним можно отнести постановления Правительства РФ от 13.09.1996 № 1097

«О порядке разработки, согласования, государственной экспер­тизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов»

1, от 23.11.1996 № 1403 «О ведении государ­ственного водного кадастра Российской Федерации»2, а также утвер­жденные постановлениями Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404 Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах3, от 14.03.1997 №307 Положение о ведении госу­дарственного мониторинга водных объектов4 и др. Поскольку земли водного фонда представляют собой один из эле­ментов системы, воды являются базисом поверхностных водных объек­тов и участвуют в природном функционировании; все экосистемы зем­ли, занимаемые водными объектами, как правило, являются государ­ственной собственностью.

Согласно ВК РФ все водные объекты, а также обособленные вод­ные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, в собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью. Причем государственная собствен­ность на водные объекты делится на федеральную собственность и собственность субъектов РФ.

В федеральной собственно­сти находятся:

  1. подземные водные объекты, расположенные на территориях двух или более субъектов РФ;
  2. поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух или более субъектов РФ;
  3. водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; трансграничные водные объекты; внутрен­ние морские воды; территориальное море РФ; иные водные объекты, являющиеся особо охраняемыми территориями федерального значения, территории курортов федерального значения и др.
  4. водные объекты, располагающиеся на территориях несколь­ких субъектов либо одного, но этот объект необходим для обеспече­ния реализации государственных потребностей, отнесенных к полно­мочиям Российской Федерации;

Для признания конкретного водного объекта федеральной собствен­ностью необходимо решение Правительства РФ, согласованное с орга­нами государственной власти субъекта (субъектов) РФ, если данный объект проходит по его (их) территории. Некоторые ученые считают, что установление национальным законодательством права собствен­ности на морские пространства (внутренние воды и территориальное море) даже в пределах государственной территории юридически не безупречно.

Так, А.Н. Вылегжанин считает, что это не соответствует международному праву, которое предусматривает не право собствен­ности прибрежного государства, а его суверенитет над территориаль­ным морем1. При этом должно обеспечиваться право мирного прохо­да иностранных судов. Второй его аргумент состоит в том, что у госу­дарства нет возможности распорядиться территориальным морем, так как отчуждение его или его части, скажем, частному лицу было бы международным правонарушением.

По его мнению, право собственно­сти не может существовать без правомочия* распоряжения. В резуль­тате он приходит к выводу, что морские пространства следует считать общим наследием человечества, не принадлежащим на праве собствен­ности какому-либо одному государству.

ВК РФ к собственности субъектов РФ относит водные объекты, пол­ностью расположенные на территории этих субъектов и не отнесен­ные к федеральной собственности. Для признания определенного объекта собственностью субъекта РФ необходимо решение органа ис­полнительной власти соответствующего субъекта, согласованное с фе­деральными органами государственной власти.

Как видно, ВК РФ дос­таточно четко отграничил собственность Российской Федерации от собственности ее субъектов (в отличие от Закона РФ «О недрах»), что относится к числу несомненных достоинств этого документа. В муниципальной собственности могут находиться любые по пло­щади обособленные водные объекты, принадлежащие на праве соб­ственности городским и сельским поселениям, а также другим муни­ципальным образованиям, необходимые для муниципальных нужд. В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обо­собленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по пло­щади и непроточные искусственные водоемы (озера и пруды), не име­ющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объек­тами.

Следует отметить, что данные водоемы не входят в состав водного фонда, так как являются искусственными, а не естественными. Разме­ры озер и прудов не должны превышать 2 тыс. кв. м. Ближайший на­селенный пункт не должен находиться ближе одного километра.

Эти озера и пруды могут быть приватизированы.

Также необходимо подчеркнуть, что к землям водного фонда, поми­мо уже упоминавшихся водопокрытых земель, относятся и приводоем-ные земельные участки. Например, водоохранные зоны водных объек­тов и их прибрежные защитные полосы, участки земель, в пределах которых находятся объекты водоснабжения, рекреации, рыбного и охот­ничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических соору­жений. Как правило, прибрежные защитные полосы должны быть за­няты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

ВК РФ устанавливает, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать их только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Также вышепере­численные субъекты не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кро­ме случаев, предусмотренных законодательством РФ (ст.

12 ВК РФ). < первая>< предыдущая 1> >>

Земли водного фонда – что это?

Земли водного фонда – это участки, на которых размещены различные водные объекты, гидротехнические сооружения и другие сооружения водного хозяйства, а также зоны охраны таких объектов.К землям водного фонда относятся:

  1. территории, на которых располагаются гидротехнические сооружения.
  2. участки с расположенными на них поверхностными водами;

Относительно земель с поверхностными водами не предусмотрено отведение конкретных наделов. При строительстве искусственного водного объекта осуществляется процедура земельного резервирования.Порядок использования таких территорий регулируется Земельным кодексом и Водным кодексом Российской Федерации. Согласно законодательству, вода относится к важнейшему ограниченному ресурсу, который является наиболее уязвимым.

Каждый водный объект является одним из центральных ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, проживающего в регионе нахождения водоема.Вся информация о водном фонде содержится в специальном государственном реестре.

В этот реестр включены сведения не только о расположении водоемов, но также об области их применения и отдельных ресурсах.Искусственно созданные водоемы также входят в общий фонд государства. Они характеризуются обособленностью, небольшой площадью, отсутствием соединения с иными водными объектами.Обозначение водоемов чрезвычайно важно.

Именно оно оказывает влияние на правовой режим использования участков. Например, в соответствии с ЗК РФ, запрещается передача в частную собственность участков, на которых располагается береговая полоса. Если это произошло до вступления в силу этого запрета, такие участки обременяются публичным сервитутом.Землевладельцы вправе использовать в личных целях водоемы, расположенные на их участках (к примеру, пруды или обводненные карьеры), а также самостоятельно осуществлять работы по строительству водных объектов на своих наделах, если это допустимо действующим законодательством и не затрагивает интересов других граждан.Законом не допускается отчуждение водоемов без сопутствующего переоформления и земли, на которых они располагаются.

Надел не может быть поделен на несколько самостоятельных участков, если для этого потребуется провести границу по водному объекту.

Состав земель водного фонда

Территории, относимые к землям водного фонда, делятся на 2 большие группы:

  • Естественные водоемы и заполненные водой площади.
  • Участки, прилегающие к водным объектам и используемые физическими и юридическими лицами для обслуживания.

Территории второй группы, свою очередь, делятся на мелкие подгруппы в зависимости от своего наделенного функционала.

Они могут:

  1. служить в роли рыболовных комплексов.
  2. применяться для добывания технической воды для сфер промышленности и сельского хозяйства;
  3. обеспечивать население питьевой водой;
  4. использоваться энергетическими компаниями;
  5. использоваться для оздоровительных нужд;

Защита данных земель от нерационального использования и несоблюдения норм экологической безопасности осуществляется природоохранными службами.


proffbuhuslugi.ru © 2020
Наверх